Газета,
11 февраля 2010 г.
Страховщики оказались не застрахованы от кризиса 1440 просмотров
Если до кризиса страховыми услугами пользовалась почти половина россиян, то к концу прошлого года их доля упала до трети, утверждается в исследовании НАФИ.
Однако крупные страховщики не признают, что спрос на их продукты упал. По их мнению, просто происходит консолидация рынка, которая только оздоровит его. К концу 2009 г. страховыми услугами пользовались лишь 31% россиян, что на 15 процентных пунктов меньше, чем в 2007 г. К таким выводам пришли специалисты Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), опираясь на результаты всероссийского опроса. Таким образом, востребованность страховых услуг оказалась даже ниже уровня 2005 г., когда этой финансовой услугой в том или ином виде пользовались 37% наших сограждан.
Вместе со снижением доли страхователей сократилось и число видов страхования, востребованных населением, отмечается в исследовании. Так, если в 2007 г. 13% россиян имели две страховки, то в 2009 г. доля таковых снизилась до 6%.
Больше других от спада интереса к страховым услугам пострадало добровольное медицинское страхование (ДМС). Количество пользователей ДМС, резко выросшее в период с 2005 по 2007 г., в кризис сократилось более чем в два раза — с 18% до 9% в ноябре 2009 г., оказавшись, таким образом, ниже уровня 2005 г., подсчитали в агентстве.
ДМС на грани
Сложная ситуация на рынке ДМС, связанная с сокращением клиентской базы, заставляет многие клиники прибегать к не совсем честным приемам. Страховщики уверяют, что с начала 2009 г. резко выросло число случаев мошенничества со стороны поставщиков медицинских услуг. Некоторые из лечебно-профилактических учреждений в одностороннем порядке увеличили цены в этом году на 50–100%. Многие пытались искусственно увеличить число обращений, услуг, медицинских процедур и стоимости лечения на одного застрахованного. На такие случаи страховщикам приходится реагировать жестко. К примеру, представители Росгосстраха ранее рассказывали GZT.ru, что только за девять месяцев 2009 г. компании пришлось досрочно разорвать договоры с пятью медицинскими учреждениями, а на некоторых были поданы судебные иски.
Если верить результатам опроса, количество клиентов в сегменте страхования имущества сократилось почти в два раза: доля пользователей этой услуги упала с 9% до 5%. Доля россиян, оформивших туристические страховки, была традиционно невысока, но в 2009 г. она упала до 1% (с 4% в 2007 г.).
Меньшее падение спроса пережила автогражданка. Но и здесь, несмотря на обязательность, потребители умудрились отказаться от услуги: доля купивших полисы ОСАГО сократилась с 20% в 2005–2007 гг. до 17% в 2009 г.
Барыши ОСАГО
Согласно предварительным сведениям по ОСАГО за 2009 г., составленным РСА, сумма выплат по страховым случаям составила 48,5 млрд руб. Количество урегулированных страховых случаев составило более 1,95 млн. Было начислено 85,8 млрд руб. страховых премий.
По данным НАФИ, не изменился спрос только на два вида страхования: КАСКО (страхование автомобиля от угона и ущерба), доля которого по-прежнему составляет около 6%, и страхование собственной жизни — с 2005 г. оно осталось на уровне 2%.
«Провала нет»
Сами страховщики не признают, что их услуги стали менее востребованы. «Данные НАФИ не соответствуют действительности,— категоричен руководитель центра стратегических исследований „Росгосстраха“ Алексей Зубец.— Никакого провала на рынке нет». По его словам, в 2009 г. его компания продала 30 млн полисов ОСАГО на 52 млн семей, что превышает показатели прошлых лет. Что же касается сборов премий в секторе ДМС, то оно, по словам Зубца, составило всего несколько процентов. Также в целом по рынку незначительно «просели» такие сегменты, как КАСКО и страхование жизни. «Страховой рынок без особых потерь переживает кризис — как по числу клиентов, так и по количеству собираемых премий»,— утверждает Зубец.
Не признают существенного снижения спроса и другие страховщики. Директор департамента аналитики и развития компании «АльфаСтрахование» Кирилл Варламов готов признать, что в целом рынок страхования в прошлом году действительно «просел». Но в то же время он отмечает, что крупнейшие страховщики смогли удержать позиции благодаря консолидации рынка. В частности, сборы его компании по страхованию жизни и личному страхованию росли высокими темпами, что позволило компании нарастить портфель в 2009 г.
По собственному исследованию компании «АльфаСтрахование», проведенному в 2009 г., только 2% потребителей были готовы отказаться от затрат на страхование в целях экономии средств. При этом если в феврале 2009 г. 35% опрошенных говорили о том, что не пользуются услугами страхования в принципе, к августу того же года количество респондентов, давших такой ответ, составило всего 20%. Параллельно шло увеличение числа людей, не желающих экономить на страховании. Расхождение результатов «АльфаСтрахования» и НАФИ Кирилл Варламов объясняет разницей в методах исследования и условиях их проведения.
Проблемы с имиджем
Не во всем согласны с результатами опроса и независимые эксперты. В 2009 г. рухнули не все направления страхового рынка, отмечает руководитель проектов по страхованию холдинга «Финам» Михаил Кухтарь. По его словам, общее падение произошло главным образом из-за рухнувшего рынка ипотеки и автокредитования, где страхование шло в автоматическом, добровольно-принудительном порядке.
По данным НАФИ, больше половины россиян не имеют страховки просто из-за отсутствия потребности в ней. Так ответили большинство (62%) опрошенных. Около 11% респондентов говорят, что на страховку у них нет денег. А значительная часть респондентов (15%) просто не доверяют страховым компаниям.
На падение спроса действительно повлияло поведение страховых компаний, признает Михаил Кухтарь: последние чаще стали экономить за счет клиентов. Страхователи все чаще жалуются на то, что компании или слишком затягивают выплаты, или необоснованно отказывают в них. «Это негативно влияет на отношение людей к страхованию в целом»,— отмечает Кухтарь. При этом законодательные рычаги, которые могли бы исключить непорядочное поведение страховщиков, у нас отсутствуют, говорит эксперт.
Что будет
Что же касается текущего года, то, по данным опроса НАФИ, менее трети респондентов намерены приобрести страховку. Большая часть потенциальных потребителей страховых услуг предполагает воспользоваться ОСАГО. Лишь 5% респондентов намерены приобрести ДМС. А вот доля страхователей имущества может даже возрасти: 6% респондентов собираются воспользоваться этой услугой.
Страховщики, в свою очередь, надеются на значительный рост рынка в этом году. Алексей Зубец из «Росгосстраха» ожидает, что страховые премии по ОСАГО в этом году вырастут на 10%, а в целом по рынку — на 15%. Количество же договоров вырастет в пределах 4–5%, прогнозирует он.
Кирилл Варламов из «АльфаСтрахования» говорит, что его компания в этом году сделает ставку на сегменты ОСАГО, страхования жизни и КАСКО. А в целях экспансии на «непростом» рынке ДМС, по словам Варламова, его компания намерена развернуть собственную сеть клиник.
«В 2010 г. состояние экономики стабилизируется, у людей будут появляться свободные деньги, начнет возрождаться ипотека»,— говорит Михаил Кухтарь из «Финама». Все это приведет к росту рынка страхования, ожидает он. Правда, восстановления в сегменте автострахования, возможно, придется подождать до следующего года — последние данные по продажам автомобилей не вселяют оптимизма.
Илья ЗИНЕНКО
Вся пресса за 11 февраля 2010 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Исследования, Маркетинг, Тенденции, Добровольное медицинское страхование, Кризис и страхование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
 |
Персоны:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
7 марта 2025 г.

|
|
Report.Az, Баку, 7 марта 2025 г.
Азербайджан и Венгрия обсудили перспективы сотрудничества в сфере страхования

|
|
ТАСС, 7 марта 2025 г.
ЦБ выделил четыре региона РФ с высокими рисками мошенничества в сфере ОСАГО

|
|
360.ru, 7 марта 2025 г.
Совладелец страхового брокера Озеров: перед внедрением ОСАГО для электросамокатов нужно урегулировать ПДД

|
|
Казахстанский портал о страховании, 7 марта 2025 г.
Ключевой игрок рынка киберстрахования не планирует исключать риски ИИ из покрытия

|
|
НТА Приволжье, Нижний Новгород, 7 марта 2025 г.
Аграриям Чувашии компенсируют 4,2 млн рублей за страхование сельхозживотных

|
|
НИА Красноярск, 7 марта 2025 г.
В 2024 году 3,8 тыс. жителей Красноярска получили выплаты по страховым случаям

|
|
РИА Новости, 7 марта 2025 г.
Число договоров по страхованию отсрочки платежа для МСП выросло вдвое

|
|
Total.kz (Тотал Казахстан, ИА), Алматы, 7 марта 2025 г.
Более 37 тысяч казахстанцев получили выплаты по страхованию жизни

|
|
Коммерсантъ-Кубань, 7 марта 2025 г.
Объем страхового рынка Кубани за 9 месяцев 2024 года превысил 50 млрд рублей

|
|
Финмаркет, 7 марта 2025 г.
Проценты по вкладу теперь можно застраховать

|
|
Тренд, Баку, 7 марта 2025 г.
Будут произведены страховые выплаты в связи с ущербом в результате снежной погоды в Баку

|
|
Комсомольская правда-Кемерово, 7 марта 2025 г.
Мэр Новокузнецка призвал жителей страховать дома от паводка

|
|
Тамбовская жизнь, 7 марта 2025 г.
Повреждение моста в Воронеже обошлось автостраховщикам в 40 тысяч рублей

|
|
Российская газета, 7 марта 2025 г.
Лишние галочки

|
|
Российская газета, 7 марта 2025 г.
В банке теперь можно застраховать проценты по вкладам. Что это значит для клиента?

|
6 марта 2025 г.

|
|
Финмаркет, 6 марта 2025 г.
Назван самый дорогой страховой бренд в мире

|
|
Правда ПФО, Нижний Новгород, Чебоксары, Уфа, 6 марта 2025 г.
В Башкирии хотят узаконить статус аварийных комиссаров

|
Остальные материалы за 6 марта 2025 г. |
Самое главное
Найти
: по изданию
, по теме
, за период
Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|